Архив метки: Экспрессионизм

Оперныйтеатр в Сиднее

Архитектор: Йорн Утцон, Сидней, Австралия, 1957 — 1973.

Вид со стороны оперного зала.

Вид со стороны оперного зала.

Вид со стороны концертного зала и ресторана.

Вид со стороны парадной лестницы.

Фрагмент со стороны парадной лестницы.

Вид с набережной.

Вид со стороны залива.

Вид со стороны залива, на первом плане концертный зал.

Фрагмент.

Вид с птичьего полёта.

Вид сверху.

На фоне окружающей застройки.

Ночью.

Фрагмент.

Фрагмент со стороны залива.

Ресторан.Ресторан.

Ресторан.

Фрагмент.

Фрагмент.

Фрагмент.

Фрагмент.

Поверхность «парусов» облицована миллионом керамических плиток «ажулезос» с блестящей и матовой поверхностью.

Фрагмент покрытия.

Фрагмент оболочки.

Фрагмент.

Фрагмент. Парадная лестница.

Фрагмент. Парадная лестница.

Фрагмент. Парадная лестница.

Вход со стороны залива.

Вход в концертный зал со стороны залива.

Фрагмент фойе.

Фойе.

Лестница.

Фрагмент фойе. На заднем плане конструктивные элементы оболочки.

Вид на конструктивные элементы из помещений фойе.

Железобетонные конструктивные элементы оболочки.

Концертный зал.

Концертный зал.

Концертный зал.

Концертный зал с самым большим в мире органом (10500 труб).

Оперный зал.

Оркестровая яма оперного зала.

Сцена оперного театра.

Зал драматического театра.

Музыкальная студия.

Репитиционный зал.

Закулисье. Театральная сцена.

Лифты для поднятия декораций на уровень сцены.

Инженерное обеспечение спрятано в цокольном этаже.

Монументальная памятная доска, на которой зафиксироавны принципы построения внешней оболочки здания.

Эскиз.

Рисунок Йорна Утцона к конкурсному проекту.

Рисунок Йорна Утцона к конкурсному проекту.

План на уровне зрительных залов.

Проектные материалы. Показаны оболочки и основные помещения под ними.

Западный фасад. Проект.

Восточный фасад. Проект.

Северный фасад. Проект.

Южный фасад. Проект.

План цокольного этажа на уровне подъезда машин зрителей.

План первого этажа. Уровень вестибюлей.

План второго этажа.

План третьего этажа.

Вид с верху.

Продольный разрез.

Продольный разрез с конструкциями.

Вид с верху, разрез, фасад.

Процесс строительства.

Конструкция оболочек.

Макет с показом внутреннего пространства. Хорошо виден конфликт между  внешней оболочкой и внутренним пространством основных функциональных объёмов.

Строительство.

В начале 50-ых годов в Австралии состоялся международный конкурс на строительство нового здания оперы. В нем приняло участие почти 240 специалистов из 35 стран. Международное жюри отвергло проект Йорна Утцона и только благодаря настойчивости председателя Эро Сааринена проект был принят к исполнению.

Планировалось, что на постройку уйдет 7 млн. долларов, а завершится она к 1963 году. В 1959 году началось строительство. Однако работа оказалась более сложной и дорогой, чем ожидалось. Один фундамент строился 4 года. Но самое сложное — это возведение крыши — паруса. Ничего подобного до этого не сооружали. Вершина оболочки над главным концертным залом должна была возвышаться на 67 метров.

Велись бесконечные споры о том, как ее надо строить. Первоначальный проект десятки раз переделывался. Оскорбленный недоверием, а также из-за ряда финансовых неудач, Утцон в 1966 году покинул стройку. Теперь работой стали руководить 4 австралийских архитектора, считавшихся лучшими в стране. Почти год инженерным бюро одного из лучших специалистов Уве Орупа велись специальные компьютерные расчеты, для того, чтобы разрешить возникшие технические проблемы со строительством бетонных парусов крыши. В 1967 году постройка крыши была завершена. Однако еще 6 лет понадобилось на отделку всего здания, как снаружи, так и изнутри. Всего на строительство театра в Сиднее было потрачено больше, чем 100 млн. долларов. Основная часть этих средств была получена через лотереи.

Оперный театр 20 октября 1973 года был официально открыт Елизаветой II. Театр оперы уже существует более 40 лет. За это время его посетило более 40 млн. человек, это в несколько раз больше, чем население самой Австралии. Здание занимает площадь в 2,2 гектара, паруса крыши весят 161 000 тонн и в высоту достигают 67 метров. В здании 4 сцены. Главный концертный зал вмещает 2500 человек. Оперный зал рассчитан на 1500 человек. Два других зала предназначены для театральных драматических постановок. Внутренние помещения выполнены в стиле, который назвали «готикой космической эры». Кроме 4 главных сценических зала, в Театре опере есть кинозал и два ресторана.

Гордость Театра — самый большой занавес и самый массивный орган на Земле. Занавес был сшит по заказу во Франции, площадь каждой из половин равна 93 квадратным метрам. А орган, который находится в главном концертном зале, имеет 10 500 труб — это самый большой механический инструмент.

  1. О концепции. Определяя концепцию аддитивной архитектуры, Йорн Утзон приводил слова знаменитогофинского мастера Алвара Аалто о цветках вишни: «Каждый цветок на одной и той же ветке уникален, хотя все они состоят из одинаковых частей… в этом основа многих моих проектов».
  2. Вид с высоты птичьего полета. Оперный театр стоит на месте Бенелог в центре гавани. Два главных зала предназначены для оперных спектаклей и концертов, есть еще кинотеатр (по первоначальному замыслу здесь должен был располагаться еще один театр) и ресторан.
  3. Планировка. В здании четко разделены общественные и служебные помещения, как это принято в архитектуре последних десятилетий. Служебные помещения (офисы, кухни и т.д.) размещаются всем необходимым помещения, предназначенные для проведения спектаклей и для отдыха зрителей.
  4. Оболочки. Оболочки сделаны частично из сборного, частично из монолитного железобетона. Бетонные ребра расходятся веером из бетонных оснований. Ребра соединены поперечными стальными балками, а вся конструкция укреплена бетонными стропилами.
  5. Врезающиеся оболочки. Оболочки, врезающиеся друг в друга, представляют собой сегменты одной сферы и имеют одинаковую кривизну. Это значительно упростило изготовление соединительных узлов и облицовку здания.
  6. Остекления. Стеклянные панели закрывают снаружи пространство между сводами.
  7. Акустика. Форма оболочек не обеспечивает необходимой для концертных залов акустики, поэтому интерьеры покрыты деревянными панелями, отражающими звук. Кроме того, с потолка над сценой опускаются звукоотражающие экраны из оргстекла – они тоже улучшают акустику.
    Концертный зал. Концертный зал (2900 мест) расположен под самой высокой оболочкой. Первоначально он предназначался для оперных спектаклей, но позже был построен отдельной оперный зал.
  8. Оперный театр. Зал оперного театра пришлось стоить дополнительно, поскольку проект концертного зала в отношении акустики не отвечал требованиям оперных спектаклей. Оперный зал вмещают 1547 зрителей. При создании интерьеров возникло немало трудностей, связанных с необычной формой перекрытий. Пришлось внести изменения в проект, в том числе пересмотреть число зрительских мест.
  9. Облицовочные плитки. Бетонные своды-оболочки облицованы миллионом кафельных плиток, покрытых матовой глазурью. Их рисунок подчеркивает радиальные линии оболочек, а сами плитки переливаются в лучах солнца, как рыбья чешуя.
  10. Лестницы. Цоколь здания разделен на три яруса; чтобы попасть в главное фойе, а затем в театральные залы, зрители поднимаются по нескольким широким лестницам.
  11. Сегменты оболочек. Высота сегментов – до 60 метров. Они сконструированы из бетонных тавровых (в поперечном сечении имеющих форму буквы Т) ребер, изогнутых по линии свода. Толщина стенном между ребрами – 5 см.
  12. Сценическая коробка. В здании нет высокой сценической коробки, в которую обычно убирают театральные декорации, поэтому в Сиднейском театре их поднимают снизу, из-под сцены.
  13. Цоколь. Помещения, предназначенные для публики, высятся над цоколем, поэтому из них великолепно просматривается вся гавань.
  14. Облицовка цоколя. Цокольный этаж отделан гранитными плитами, которые подчеркивают массивность и надежность цоколя, а с другой стороны оттеняют легкость и белизну оболочек.

\/