Архитектор: Ренцо Пьяно
«Аудиториум» – музыкальный комплекс, назначение которого состояло в том, чтобы создать центр классический музыки в Риме. Другое название комплекса – «Парк музыки» – объясняет проектную идею. Она заключалась в том, что три музыкальных зала должны как бы «парить» над зеленью парка.
В центре Рима построить музыкальный комплекс необходимого размера оказалось невозможным из-за плотности исторической застройки. Выбранная площадка располагается на пустыре между берегом Тибра и холмом Париоли, рядом с Олимпийской деревней, построенной для Игр 1960 года, и Палацетто делла Спорт, построенном Пьером Луиджи Нерви. Это место на окраине города, но его преимущество в том, что до него легко добраться, потому что рядом расположен старинный квартал Фламинио, а дальше в сторону от города – сады виллы Глории, чем и определяется проектное решение. Эти сады как бы продляются в сторону района Фламинио, и центральная площадка комплекса оказывается своего рода «комнатой» в парке, а три музыкальных зала зрительно вырастают из зелени.
Залы решены как три музыкальных инструмента. В этом проекте мы основывались на предшествующих работах мастерской в области проектирования музыкальных залов. В основу архитектурного и функционального решения положены требования акустики. Три музыкальных зала максимально отделены друг от друга, с тем чтобы исключить проблему наложения звука. Каждый из залов оборудован студией звукозаписи. Зал на 2800 мест предназначен для концертов большого симфонического оркестра и хора. Сцена изменяющейся конфигурации позволяет обеспечить идеальную акустику и видимость. Зал на 1200 мест также располагает трансформирующейся сценой, а кроме того, может трансформироваться и сам зал. Это создает возможности для постановок оперы, балета, а также использования зала для проведения концертов современной музыки. Зал на 700 мест оборудован оркестровой ямой, его три «сцены» (две боковых, одна – задняя) могут открываться все вместе, увеличивая объем сценического пространства. Помимо главных залов комплекс включает в себя репетиционные, фойе и амфитеатр на открытом воздухе. Главные репетиционные залы (один для хора, один для хора и сольных выступлений) спроектированы также с учетом требований идеальной акустики. Благодаря использованию специальных подвижных акустических панелей репетиционные можно «настраивать» под те или иные условия. Кроме того, они могут использоваться как звукозаписывающие студии.
В момент строительства на месте предполагаемого комплекса были обнаружены античные фрагменты. Работы были остановлены для производства археологических исследований. В результате были раскопаны фундаменты римской виллы, датируемой IV веком нашей эры. Для их сохранения проект был переработан, три зала были поставлены под другим углом друг к другу, и между ними образовалось место для археологического парка. Комплекс включает теперь археологический музей, а также музей музыкальных инструментов.
Макет комплекса.
Вид на фрагмент амфитеатра.
Фрагмент амфитеатра.
Фрагмент амфитеатра.
Один из залов.
Один из залов.
Фрагмент большого зала.
Фрагмент комплекса.
Фрагмент комплекса.
Пространство между объёмами зрительных залов.
Один из входов.
Наружная лестница.
Фрагмент комплекса.
Продольный разрез с видом на зрительный зал.
«Аудиториум» конструктивная схема.