Часть I ВВЕДЕНИЕ

Итоговое положение в ряду дисциплин читаемых по истории архитектуры на протяжении всего периода обучения определяет необходимость краткого обзора предшествующего материала.

Традиционно история архитектуры до недавнего времени была представлена в двухчастной форме, с одной стороны — достаточно подробная европоцентристская традиция истории архитектуры и «всё остальное», с другой стороны под напором глобализма и растущей фактографией «иных архитектурных традиций» появляются попытки представить историю архитектуры как множество равноценных очагов развития архитектуры. При этом европоцентристская история архитектуры утрачивает своё доминантное значение и становится равноправным участником планетарного архитектурного процесса.

Ключевой работой повлиявшей на изменение традиционной европоцентристской парадигмы истории архитектуры явилось двенадцати томное Исследование истории Арнольда Тойнби [1]. В этом капитальном труде английский историк отступает от последовательной версии изложения истории и выдвигает параллельную модель исторического процесса основанную на теории относительно автономных цивилизаций. Во всемирном историческом процессе Тойнби выделяет 21 относительно автономную, замкнутую цивилизацию:

1. египетскую;                                                                         2. андскую;                                                           3. древнекитайскую;                                                       4. минойскую;                                                                         5. шумерскую;                                                                                  6. майанскую;                                                                       7сирийскую;                                                                                 8. индскую;                                                                                       9. хеттскую;                                                                                       10. эллинскую;                                                                                 11. западную;                                                                                   12. дальневосточную (в Корее и Японии);                                     13. православную христианскую (основную) (в Византии и на           Балканах);                                                                                   14. православную христианскую в России;                                 15. дальневосточную (основную);                                                   16. иранскую;                                                                                   17. арабскую;                                                                                   18. индуистскую;                                                                               19. мексиканскую;                                                                            20. юкатанскую;                                                                                21. вавилонскую.

В виду сложности и полемичности многих положений теории цивилизаций и не отрицая её значимости для теории познания мира, сосредоточим своё внимание на европоцентристской истории архитектуры. Традиционно она представлена так называемой лестницей исторических стилей — «Египет«, «Античность» (Греция и Римская империя), «Средневековье» (Романика и Готика), «Возрождение», «Барокко», «Классицизм», «Эклектика», «Модерн», «Авангардная архитектура»(«Современная архитектура»), «Поставангардная архитектура» («Постмодерн»). Чистота европоцентристского подхода к истории архитектуры выдерживается до эпохи Барокко, которая является началом этапа глобальной архитектуры. Планетарное единство значительно усложняет архитектурный процесс и считать его чисто европейским некорректно.

Таким образом вся история мировой архитектуры может быть сведена к трёхчастной форме — часть первая — до Барокко, часть вторая — от европейского средневековья до поставангардной архитектуры и часть третья — поставангардная архитектура. Объектом нашего интереса является поставангардная архитектура.

Любой временной период в истории архитектуры имеет достаточно устоявшуюся датировку

[ Датировка в истории архитектуры ]

Ле Корбюзье и Мис ван дер Рое — от простого к сложному и от сложного — к простому.

Понять специфику модернизма и постмодернизма проще всего рассмотрев творчество Ле Корбюзье и Мис ван дер Рое. Оба мастера стояли у истоков новой архитектуры и даже одновременно в 1910 году в течении полугода стажировались в одной проектной мастерской у Питера Беренса в Нойбабельсберге под Берлином (Мис работал там с 1908 по 1912 год).

Художественный эксперимент Корбюзье и Миса базировался на каркасной конструкции (у Корбюзье это модель «Дом-ино», у Миса — «Кожа и кости») и уже в самом начале поисков его отличала разница в подходах. Ле Корбюзье используя универсальный принцип каркаса экспериментирует со сложной пространственной границей, всякий раз решая её по разному (виллы Ля Роша и Пьера Жаннере, 1924; дом Кук в Болонь-сюр-Сен, Париж, Франция, 1926; Штейн в Гарш (теперь Воскресон), 1927; Савой в Пуасси, 1929). Мис ван дер Рое увлечён созданием сложной стеклянной оболочки, которая в дальнейшем станет одной из основ Интернационального стиля.

Объединяющим началом на этом этапе являются скрытые (латентные) связи с плотностными структурами городской застройки рубежа XIX — начала ХХ веков.

Путь Корбюзье — последовательное усложнение культурных смыслов, что делает его предтечей и одним из основателей постмодерна. От простого — к сложному.

Путь Миса — стремление к чистоте формы и простой геометрии («Большое — в малом»), что роднит его с минимализмом. Архитектура рассматривалась им как нейтральная оболочка для любых функций. Пространство как пустота для последующего освоения. От сложного к простому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *