Итоговое положение в ряду дисциплин читаемых по истории архитектуры на протяжении всего периода обучения определяет необходимость краткого обзора предшествующего материала.
Традиционно история архитектуры до недавнего времени была представлена в двухчастной форме, с одной стороны — достаточно подробная европоцентристская традиция истории архитектуры и «всё остальное», с другой стороны под напором глобализма и растущей фактографией «иных архитектурных традиций» появляются попытки представить историю архитектуры как множество равноценных очагов развития архитектуры. При этом европоцентристская история архитектуры утрачивает своё доминантное значение и становится равноправным участником планетарного архитектурного процесса.
Ключевой работой повлиявшей на изменение традиционной европоцентристской парадигмы истории архитектуры явилось двенадцати томное Исследование истории Арнольда Тойнби [1]. В этом капитальном труде английский историк отступает от последовательной версии изложения истории и выдвигает параллельную модель исторического процесса основанную на теории относительно автономных цивилизаций. Во всемирном историческом процессе Тойнби выделяет 21 относительно автономную, замкнутую цивилизацию:
1. египетскую; 2. андскую; 3. древнекитайскую; 4. минойскую; 5. шумерскую; 6. майанскую; 7. сирийскую; 8. индскую; 9. хеттскую; 10. эллинскую; 11. западную; 12. дальневосточную (в Корее и Японии); 13. православную христианскую (основную) (в Византии и на Балканах); 14. православную христианскую в России; 15. дальневосточную (основную); 16. иранскую; 17. арабскую; 18. индуистскую; 19. мексиканскую; 20. юкатанскую; 21. вавилонскую.
В виду сложности и полемичности многих положений теории цивилизаций и не отрицая её значимости для теории познания мира, сосредоточим своё внимание на европоцентристской истории архитектуры. Традиционно она представлена так называемой лестницей исторических стилей — «Египет«, «Античность» (Греция и Римская империя), «Средневековье» (Романика и Готика), «Возрождение», «Барокко», «Классицизм», «Эклектика», «Модерн», «Авангардная архитектура»(«Современная архитектура»), «Поставангардная архитектура» («Постмодерн»). Чистота европоцентристского подхода к истории архитектуры выдерживается до эпохи Барокко, которая является началом этапа глобальной архитектуры. Планетарное единство значительно усложняет архитектурный процесс и считать его чисто европейским некорректно.
Таким образом вся история мировой архитектуры может быть сведена к трёхчастной форме — часть первая — до Барокко, часть вторая — от европейского средневековья до поставангардной архитектуры и часть третья — поставангардная архитектура. Объектом нашего интереса является поставангардная архитектура.
Любой временной период в истории архитектуры имеет достаточно устоявшуюся датировку
[ Датировка в истории архитектуры ]
Ле Корбюзье и Мис ван дер Рое — от простого к сложному и от сложного — к простому.
Понять специфику модернизма и постмодернизма проще всего рассмотрев творчество Ле Корбюзье и Мис ван дер Рое. Оба мастера стояли у истоков новой архитектуры и даже одновременно в 1910 году в течении полугода стажировались в одной проектной мастерской у Питера Беренса в Нойбабельсберге под Берлином (Мис работал там с 1908 по 1912 год).
Художественный эксперимент Корбюзье и Миса базировался на каркасной конструкции (у Корбюзье это модель «Дом-ино», у Миса — «Кожа и кости») и уже в самом начале поисков его отличала разница в подходах. Ле Корбюзье используя универсальный принцип каркаса экспериментирует со сложной пространственной границей, всякий раз решая её по разному (виллы Ля Роша и Пьера Жаннере, 1924; дом Кук в Болонь-сюр-Сен, Париж, Франция, 1926; Штейн в Гарш (теперь Воскресон), 1927; Савой в Пуасси, 1929). Мис ван дер Рое увлечён созданием сложной стеклянной оболочки, которая в дальнейшем станет одной из основ Интернационального стиля.
Объединяющим началом на этом этапе являются скрытые (латентные) связи с плотностными структурами городской застройки рубежа XIX — начала ХХ веков.
Путь Корбюзье — последовательное усложнение культурных смыслов, что делает его предтечей и одним из основателей постмодерна. От простого — к сложному.
Путь Миса — стремление к чистоте формы и простой геометрии («Большое — в малом»), что роднит его с минимализмом. Архитектура рассматривалась им как нейтральная оболочка для любых функций. Пространство как пустота для последующего освоения. От сложного к простому.