Авангардная архитектура ХХ века обладает той степенью новизны, что возникает ощущение полного разрыва с многовековой архитектурной историей. Она словно написана с чистого листа. Её чистые формы, полное отсутствие декора, выявление и смелый показ конструктивной основы в совокупности с размытой внешней границей не имеют аналогов в прошлом. ( Как исключение Зигфрид Гидион [ 2 ] приводит в пример архитектуру пирамид в Гизе).
Два архитектора — Райт и Мис ван дер Рое — последовательно разрабатывали авангардистскую архитектуру ХХ века и добились в своих творческих изысканиях наибольшей степени радикализма. при этом следует отметить существенную разницу между ними.
Райт был последовательным дезурбанистом и пришёл к вершине своего творчества в «Дому Кауфманов» (Дом над водопадом») (1937), в средине жизненного пути в полной мере реализовав своё первоначальное намерение «Разрушить коробку». Этот общепризнанный шедевр явился закономерным итогом целой серии «Домов прерий» и далее эксперименты Райта были связаны с идеями органической архитектуры и попытками интеграции элементов ацтекской традиции (?).
Мис ван дер Рое последовательно, на протяжении всей творческой жизни воплощал радикализм первоначальных не воплощённых проектов («Дома из железобетона и кирпича» (1923), «Стеклянные небоскрёбы») и добился впечатляющих успехов («Павильон Германии в Барселоне» (1928-1929), «Вилла Тугендхадт в Брно» (1928-1930), «Дом Франсуорт» (1946-1951). Его офисный «Сигрем билдинг» (1958) и жилой дуплекс «Лейк Шор Драйв» (1949-1951) стали основой для широчайшего тиражирования по всей планете, получившей название «Интернациональная архитектура».