Длительная история квартальной застройки к концу ХIX — началу ХХ века привела к ряду противоречий, снятие которых было возможно только путём поиска её альтернативных форм. Первоначальные попытки трансформации квартала путём увеличения и объединения внутренних дворов до единого внутриквартального пространства закономерно привели к так называемой «строчной застройке». Этот процесс сопровождался поиском решений связанных с повышением этажности и появлением в составе застройки жилых зданий башенного типа, что вносило существенное разнообразие в пространственные решения. Идеология строчной застройки получила теоретическое обоснование в работах Вальтера Гроппиуса, который доказал, что с увеличением этажности строчной застройки возможно уменьшение её общей площади.
См. схему.
Помимо Гроппиуса проекты строчной застройки создавали Эрнста Май и Ганнес Майер, которые, находясь в Советском Союзе, получили возможность применять строчную застройку в масштабе целых городов (принимали участие в 1929 — 1934 гг. в строительстве первой очереди городов Магнитогорск и Кузнецк). Строчная застройка получила широкое распространение в Германии, Швейцарии, Дании, Испании и Швеции. В США одним из первых городов, в котором ее применили, был Кливленд.
См. иллюстрации.
Строчная застройка обладает рядом несомненных достоинств:
— при меридианальном расположении корпусов становится возможным равная инсоляция помещений выходящих на восточные и западные фасады;
— возможен набор строчной застройки из типовых жилых блоков;
— расположение жилых зданий торцами к транспортным магистралям существенно снижает шум, пыль и загазованность внутри строчной застройки.
К недостаткам строчной застройки следует отнести прежде всего её монотонность и унылую повторяемость однородных пространств. Именно в этом типе застройки начинается процесс отчуждения объёма от пространства, который является одним из главных факторов кризиса микрорайонов.
Но если рассматривать строчную застройку как основу дальнейших поисков новой, невиданной ранее архитектуры, следует обратить внимание на ряд проектов Альвара Аалто, Сергея Саввича Серафимова и Ганса Шаруна.