Дженкс, Чарльз

Чарльз Дженкс (англ. Charles Alexander Jencks; Родился 1939, Балтимор, США) американский архитектор, стоявший у истоков и разрабатывавший теорию постмодернизма в современной архитектуре; архитектурный критик; историк архитектуры; автор многочисленных статей и монографий; практикующий архитектор, ландшафтный дизайнер.

Образование:

В 1961 Чарльз Дженкс окончил Гарвардский университет со степенью бакалавра (специализация по английской литературе); в 1965-м получил степень магистра искусств в Школе дизайна Гарвардского университета (Harvard Graduate School of Design); в 1965 защитил диссертацию по истории архитектуры в Университетском колледже Лондона.

Идеалогия постмодернизма:

Место гибели модернизма зафиксировано Дженксом 15 июля 1972 года в 15 часов 32 минуты в Сент-Луисе, Миссури, США, на месте взрыва трех десятков жилых высоток архитектора Минору Ямасаки.

Идеология модернизма, согласно Дженксу, представляла собой утопические и идеализированные теории, основанные на едином (интернациональном) стиле. Постмодернисты отказываются от какого бы то ни было единого стиля, от стиля вообще (если понимать под этим некое всеобъемлющее явление), узаконив плюрализм решений. Характерная для модернизма интернационализация художественных приемов сменяется отчетливым регионализмом, локальностью эстетических поисков, тесно связанных с национальным, местным, городским, экологическим контекстом. Так, распространение постмодернизма в архитектуре замедлило разрушение исторических центров городов, возродив интерес к старинным зданиям, урбанистическому контексту, улице как градостроительной единице.

Одним из примеров постмодернистской архитектуры может служить «Тематический дом» Ч. Дженкса в Лондоне.

В 1977 году была опубликована книга Чарлза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма», оказавшая огромное влияние на профессиональное сознание архитекторов и являющаяся «библией постмодернизма». На русский язык книга была переведена в 1985г.

Книга состоит из трех частей: «Смерть «новой архитектуры»; «Способы архитектурной коммуникации»; «Архитектура Постмодернизма». В первой части Дженкс критикует по нескольким пунктам самые главные постулаты модернизма, прежде всего его одномерность (формы, содержания и т.д.). Во второй части он рассматривает архитектуру как язык, выявляет такие ее характеристики, как метафора, слова, синтаксис, семантика. Третья часть посвящена рассмотрению некоторых новых течений в архитектуре, появившихся под влиянием постмодернистских теорий: историзм, регионализм, ад-хок контекстуализм. Главными источниками в его работах становятся материалы архитектурных журналов (которые он сам активно создавал), личные впечатления (он сам архитектор-практик), интервью и частные беседы с коллегами.

13 позиций архитектуры постмодернизма

В 1996 году Дженкс сформулировал 13 позиций архитектуры постмодернизма:

Основные ценности:

  1. Амбивалентность предпочтительней одновалентности, воображение предпочтительней вкуса.

  2. «Сложность и противоречивость» предпочтительней сверхпростоты и «минимализма».

  3. Теория сложности и теория хаоса являются более основательными в объяснении природных явлений, чем линейная динамика; это значит, что «истинно природное» в своем поведении скорее нелинейно, чем линейно.

  4. Память и история органически связаны с нашим генетическим кодом, нашим языком, нашим стилем и нашими городами и потому являются ускорителями нашей изобретательности.

Лингвистика и эстетика:

  1. Вся архитектура изобретается и воспринимается с помощью кодов, отсюда — «языки» архитектуры, отсюда — символическая архитектура, отсюда двойное кодирование.

  2. Все коды испытывают влияние семиотической общности и различных типов культур, отсюда — необходимость плюралистической культуры для проектирования, основанного на принципах радикального эклектизма.

  3. Архитектура — «язык» для публики, отсюда — необходимость в появлении постмодернистского классицизма, котороый отчасти основан на архитектурных универсалиях, отчасти на образах прогрессирующей технологии.

  4. Архитектуре требуется орнаментализация (придание образных черт, паттернализация), которая должна быть либо символической, либо «симфонической»; отсюда — уместность обращения к современным информационным теориям.

  5. Архитектуре требуется метафоричность, которая должна приблизить нас и к природным, и к культурным проблемам; отсюда — использование зооморфной образности, домов с «человеческими лицами», отсюда же — иконография высокой технологии. Всё это — вместо метафоры «машина для жилья».

Урбанистика, политика, экология:

  1. Архитектура должна формировать город, отсюда контекстуализм, коллажность, неорационализм, мелкоквартирное планирование, смешение типов пользователей и типов строений.

  2. Архитектура должна кристаллизовать социальную реальность в современном городе глобального типа гетерополисе, что очень важно для плюралистичности этнических групп, отсюда партиципационный подход к проектированию и адхокизм.

  3. Архитектура должна учитывать экологическую реальность нашего времени и уметь поддерживать свое развитие, зеленую архитектуру и космический символизм.

  4. Мы живем в удивительной, творящей, самоорганизующейся Вселенной, которая еще готовится к различным вариантам определённости, отсюда — необходимость в космогенной архитектуре, которая прославляет критицизм, процессуальность и иронию.

Литература:

  1. Дженкс Ч. «Язык архитектуры постмодернизма», М. 1985

  2. Jencks Ch. 13 Propositions of Post Modern Architecture // Theories and Manifestoes of Contemporary Architecture. Chichester, 1997. P. 131-132 // перевод по: Добрицына И.А. От постмодернизма — к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *