Культурный центр Жана-Мари Тжибао, Новая Каледония

Архитектор: Ренцо Пьяно

Нумеа, Новая Каледония
(колония Франции) 1991-1998

«Канаки — народ, живущий по всему Тихому океану, но больше всего их в Новой Каледонии. Остров со столицей Нумия — французская территория, сейчас взявшая мирный курс на автономию. Во время переговоров о независимости местные власти попросили французское правительство основать большой центр, посвященный канакской культуре, и их просьба была удовлетворена. Центр, названный в честь канакского лидера, Жана Мари Тжибау, чья жизнь трагически оборвалась в 1989 году, имел широкую программу — постоянная экспозиция, посвященная общинным традициям, а также проведение акций по их возрождению. Культурный центр стоит на мысу к востоку от Нумии, в естественном природном ландшафте потрясающей красоты. Центр должен соответствовать древней традиции гармонии с природой, поэтому монументальное решение здесь невозможно. Фактически, это не здание, это деревенский пейзаж, сочетание строений и открытых пространств, засаженных деревьями, с заполнениями и пустотами. Идущий вдоль гребня мыса легкий крытый проход соединяет разные части комплекса. Визуальная связь между ними и традиционными деревнями канаков прочитывается вполне определенно — и в конструкциях и в формах. Это изогнутые структуры, напоминающие хижины, построенные из деревянных брусьев, это архаические строения, снабженные всем, что дает современная технология. Эти десять больших пространств, каждое со своей темой, выходящие на центральную дорогу. Двигаясь по ней, вы переживаете драматический переход из затесненного пространства в открытое и непредсказуемое. Снаружи центр оформлен деревянными досками разной ширины на разном расстоянии друг от друга – они производят оптический эффект легкой вибрации, который усиливает сходство с деревьями, колышащимися на ветру. Выбранный сорт дерева — ироко, оно легко обрабатывается и похоже на переплетенные растительные волокна местных конструкций. Вообще мы очень внимательно относились к текстуре материалов: мы использовали ламинированное дерево, натуральное дерево, бетон и коралл, алюминиевые отливки и стеклянные панели, древесную кору и нержавеющую сталь, все это создавало ощущение богатства и сложности деталей. Эти конструкции — выражение гармоничных отношений с природой, свойственное канакской культуре. Связь не только эстетическая, но и функциональная — мы учитывали характеристики климата Новой Каледонии, «хижины» Центра оснащены очень эффективной системой естественной вентиляции. Опять же, использована двойная крыша — воздух свободно циркулирует между двумя слоями ламинированного дерева. Отверстия во внешней оболочке организованы таким образом, чтобы использовать муссонные ветры, дующие с моря. Течение ветра регулируется стеклянными крышами. Когда легкий бриз, они открываются для лучшей вентиляции. Когда ветер крепчает, они закрываются, начиная с тех, что в основании. Система была создана при помощи компьютеров и моделей, протестированных в аэродинамической трубе».

Общий вид:

Планы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *