Архитектурное творчество конца ХХ, начала XIX веков имеет двойственный характер. С одной стороны получили дальнейшее развитие инновационные тенденции, которые были заложены в первой трети ХХ века. С другой стороны ряд кризисных явлений в так называемой интернациональной архитектуре стал основой второго дыхания для архитектуры традиционной, основанной на глубоко укоренённой классической традиции (постмодерн в самом широком смысле этого явления).
В нынешнее время авангардная и поставангардная архитектура развиваются параллельно, взаимно обогащая друг друга (Дженкс).
Отметим наиболее характерные особенности авангардной архитектуры, т.к. именно она является порождающим началом дальнейшей трансформации архитектуры:
— отсутствие ярко выраженного центра, или сбитый (скрытый) центр архитектурного объекта (Мис ван дер Рое);
— размытая пространственная граница и дальнейшее усложнение пространственной границы (Мис ван дер Рое, Луис Кан, Роберт Вентури, Том Мейн и группа Морфозис);
— усиление гравитационных связей между отдельными элементами здания через пространство и все многочисленные последствия этого для архитектурных объектов (здание как планетарный объект, отрыв от земной поверхности, неоднородность пространства).
В целом авангардная архитектура характеризуется активным влиянием на неё пятого (Космического, или планетарного) пространственного уровня. Идеи русского космизма и вдохновлённое им творчество русских художников-авангардистов (Илья Чашник 1902 — 1929, Каземир Малевич 1878-1935, Николай Суетин 1897-1954) послужили одной из основ нового архитектурного языка на котором говорит и всё ещё учится говорить Современная архитектура.