Пьетро да Кортона (итал. Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Berrettini) (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо — 16 мая 1669, Рим) — итальянский живописец и архитектор.
Образование:
В живописи его манера основана на принципах классицизма мастеров болонской школы и подражаню Карраччи.
Луиджи Ванвителли (итал. Luigi Vanvitelli; 26 мая 1700, Неаполь — 1 марта 1773, Казерта) — придворный архитектор неаполитанских Бурбонов, крупнейший в Италии представитель позднего барокко.
Образование:
Сын голландского ведутиста Гаспара ван Виттеля, который ок. 1675 года поселился в Риме и стал зваться на итальянский лад Ванвителли. В молодости Луиджи работал со своим учителем Никколо Сальви над расширением берниниевского палаццо Киджи и с ним же разработал проект драгоценной часовни для лиссабонской церкви св. Рока.
Проекты и постройки:
Палаццо Поли, Рим —
лечебница, анкон —
Казертский дворец. (самое большое здание XVIII века) —
Миниатюрный домик для охотничьих забав для неаполитанского короля Карла VII, озере Фузаро —
Бальдассаре Лонге́на (итал. Baldassarre Longhena) (1596 или 1598, Венеция — 17 или 18 февраля 1682, Венеция) — итальянский архитектор XVII века.
Образование:
Был продолжателем Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци. Учился у последнего, после смерти Скамоцци завершил в 1640 году здание Нового прокурата на площади Сан-Марко.
Проекты и постройки:
Собор Санта-Мария делла Салюте — 1631—1681
Фасад церкви Santa Giustina — 1640
Collegio Greco — 1648
Капелла в церкви Сан-Пьетро ди Кастелло
Церковь Скальци — 1656—1680
Греческая Школа Флангиниса — 1662—1664
Фасад церкви Сан-Сальвадор -1663
Ка’ Пезаро (закончен после смерти архитектора) — 1679
Гвари́но Гвари́ни (Guarino Guarini; 17 января 1624, Модена — 6 марта 1683, Милан, Италия) — итальянский архитектор, математик и богослов из ордена театинцев, работавший преимущественно на севере Италии. Его радикальное барокко известно как architectura obliqua («криволинейное зодчество»).
Образование:
Был под влиянием Барромини. Работал в Модене, Риме (1639-1645), Мессине (с 1660), Париже (с 1662) и Турине (с 1666). Гварини был одним из немногих архитекторов XVII века, ценивших готику и учившихся у средневековых зодчих. В то же время он опирался в своих архитектурных проектах на знание стереометрии, среди всех геометрических форм отдавая предпочтение овалу.
Проекты и постройки:
Церковь Божественного Провидения, Лиссабон —
Палаццо Кариньяно, Турин —
Капелла Санта Синдоне в соборе, Турин — 1668-1694
Церковь Сан Лоренцо деи Театини — 1668-1687
Здание Академии наук — 1678
Монастырь театинцев и церкви в Мессине разрушены землетрясением в 1908
Опубликовал четыре трактата на математические и астрономические темы.
Джироламо Райнальди (итал. Girolamo Rainaldi; 1570 год, Рим — 1655 год, там же) — итальянский архитектор, работавший в традицииях североитальянского маньеризма.
Образование:
Он учился искусству архитектуры у Доменико Фонтаны и выступал в качестве помощника у Джакомо Делла Порта, которого и сменил после его смерти в 1602 году на посту главного архитектора Рима.
Проекты и постройки:
Кармелитская церковь святого Сильвестро в Капрароле, близи Рима — 1621-1623.
Спроектировал палаццо Памфили на Пьяцца Навона для папы Иннокентия X — около 1650.
Создал первый проект церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне на Пьяцца Навона, за который взялся Франческо Борромини.
Городские дворцы семьи Фарнезе в Парме.
ЦерковьСантиссима Аннунциата в Парме.
Церковь святой Лючии, Болонья, созданной по модели церкви Иль Джезу в Риме и сводов нефа Собора святого Петра — 1623.
Руководил декоративными работами в центральной части Базилики Сан-Петронио, Болонья.
Работал над значительной частью герцогского дворца, Модена -1631-1634.
Заказчики и покровители:
Находился под патронажем папы Сикста V. Позднее, будучи любимым архитектором у кардинала Памфили, после его всхождения на папский престол под именем Иннокентия X в 1644 году стал главным архитектором Папского государства, семья Фарнезе.
Карло Фонтана (итал. Carlo Fontana; 22 апреля 1638 — 5 февраля 1714) — ученик и продолжатель дела Бернини, на рубеже XVII и XVIII веков возглавлявший «интернациональную школу» барокко: заветы Бернини в ней были подсушены сдерживающим влиянием классицизма.
Образование:
Проекты и постройки:
Строит под присмотром Бернини над церковью Санта-Мария-деи-Мираколи — 1662-1679.
Строительство вогнутого фасада церкви Сан-Марчелло-аль-Корсо, признаного за эталон зрелого барокко.
Ансамбль базилики Лойолы в Испании — 1681—1738, строился по проекту Фонтана, оказав влияние на зодчих колониальной Америки и южногерманских земель.
Фонтана оказал влияние на работавших в его мастерской австрийцев Лукас фон Гильдебрандта и Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлаха, шведа Никодемус Тессин, немца Маттеус Пёппельмана, англичанина Джеймс Гиббс, а также зачинателя сицилийского барокко Джованни Баттиста Ваккарини, работавшего при испанском дворе Филиппо Юварра и представителя петровского барокко — Николо Микетти.
Джованни Мария Фонтанa (итал. Giovanni Maria Fontana; 1670, Лугано — 1712 ?, по мнению некоторых специалистов, настоящее имя Франческо Фонтана) — российский архитектор итальянского происхождения. Известен своими работами в стиле барокко в Санкт-Петербурге и Москве.
Образование:
Дядя и учитель — Карло Фонтана.
Проекты и постройки:
Перестройка Лефортовского дворца в Москве.
Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге -май 1710 — 1714.
Большой Меншиковский дворец в Ораниенбаум — 1711—1727
Дворец Гагарина на Тверской в Москве (не сохранился)
Перевод первой книги по архитектуре на русский язык (Д. Виньола, «Правило о пяти чинах архитектуры», 1709).
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — итальянский архитектор и скульптор.
Образование:
Первоначальные художественные навыки получил от отца — скульптора-маньериста Пьетро Бернини, родом из Флоренции. В 1606 году, в возрасте восьми лет он сопровождал своего отца в Рим, где тот участвовал в нескольких крупных проектах.
Проекты и постройки:
Перестройка римской церкви Санта-Бибиана, Рим (совместно с Пьеро да Кортона) — 1624 -1626.
После смерти Карло Мадерно в 1629 году, Бернини был назначен главным архитектором собора Святого Петра.
Бронзовый киворий-балдахин работы Бернини в соборе Св. Петра — 1624-1633.
Кафедра св. Петра — 1624-1633.
Площадь Святого Петра или пьяцца Сан Пьетро (итал. Piazza San Pietro) — грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед базиликой Св. Петра в Риме — 1656-1667.
Фонтан Тритона — пьяцца Барберини, Рим — 1624— 1643.
Фонтан Четырёх рек — пьяцца Навона, Рим — 1648—1651.