Архив метки: Архитекторы Возрождения

Воспитательного дом (Флоренция)

Оспедале дельи Инноченти (итал. Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) или Воспитательный дом — находится во Флоренции, на площади Святейшего Благовещения по соседству с одноимённой базиликой. Бывший приют для бездомных детей, построенный в первой половине XV века архитектором Филиппо Брунеллески. Одно из первых сооружений в стиле Возрождения, оказавшее огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры.

Фасад.

Общий вид с площади.

Фрагмент фасада.

Фрагмент фасада.

Внутри портика.

План.

Разрез и фрагменты чертежей.

Бруннелески_0000_Воспитательный дом_КосмосВид сверху.

Скамоцци

Винченцо Скамоцци (Vincenzo Scamozzi; 2 сентября 1548 — 7 августа 1616) — последний выдающийся архитектор итальянского ренессанса, самый талантливый ученик Палладио, вошедший в историю архитектуры как «отец классицизма». Родом из Виченцы.

Образование:

Его первым учителем был собственный отец — крупный подрядчик, находившийся под влиянием Серлио.

Проекты и постройки:

  1. В Венеции достраивал начатые Палладио в родном городе здания, включая театр Олимпико и виллу Капра.
  2. Сан-Ладзаро-деи-Мендиканти —
  3. Новые Прокурации в Венеции —
  4. Крепость Пальманова —
  5. Театр Гонзага в Саббьонетте —
  6. Вилла Молин —

Заказчики:

 

Палладио

Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio), настоящее имя Андреа ди Пьетро (30 ноября 1508, Падуя — 19 августа 1580) — великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. Основоположник палладианства и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории.

Образование:

Первый опыт в архитектуре получил в родном городе, с 1521 года став учеником резчика по камню в мастерской скульптора Бартоломео Кавацца из Соссано, печально известной скверными условиями работы. Дважды пытался оттуда сбежать — вторая попытка, в 1524 году, была удачной, и Палладио перебрался в Виченцу. В Виченце Палладио начал работать в камнерезной и скульптурной мастерской Сан-Бьяджо в квартале Педемуро, считавшейся ведущим предприятием подобного рода. Её владельцы, Джованни ди Джакомо из Порлеццы и Джироламо Питтони из Луминьяно, были знаменитыми в Виченце скульпторами. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. По протекции ди Джакомо был принят в гильдию каменщиков. В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. палладион — так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, по афинскому преданию, упала с неба и защищала город от врагов; именем Палладио сам Триссино впоследствии назвал небесного посланника в одной из своих эпических поэм). По совету Триссино будущий архитектор совершил своё первое путешествие в Рим, а по его возвращении гуманист стал его первым заказчиком. При покровительстве Триссино мастер познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538—1540), Венецию (1538—1539), Рим (1541—1548; 1550—1554) и другие города. Опыт и творческие принципы Палладио сложились как под влиянием внимательного изучения Витрувия, так и изучения архитектуры и трактатов архитекторов XV в. и его современников (Леон Батиста Альберти, Джулио Романо, Дж. М. Фальконетто, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели).

Проекты и постройки:

  1. Годи-Малинверни в Лонего ди Луго, 1537—1542, 1549—1552;
  2. Вальмарана-Брессан в Вигадолло ди Монтичелло Конте Отто, 1541—1543 гг.;
  3. Пизани-Ферри в Баньоло ди Лониго 1542—1544, ок. 1561/1562-1566/1569 гг.;
  4. Гаццотти-Марчелло в Бертизана, ок. 1542—1547; 1550—1555 гг.;
  5. Сарачено-Ломбарди в Финале ди Агульяро,. ок. 1545—1548;
  6. Кьерикати-Риго в Ванчимульо, 1547/1548-1554, 1574—1580 гг.;
  7. Кальдоньо в Кальдоньо, ок. 1548/1549-1552, 1569—1570 гг.;
  8. Барбаро-Вольпи в Мазер, 1549—1558 гг. фрески кисти П. Веронезе, 1560—1562 гг.;
  9. Пойяна в Пойяна Маджоре, ок. 1549—1556 гг.),— все близ Виченцы;
  10. Пизани-Плакко в Порта Падова, Монтаньяна (Падуя), 1552/1553-1555 гг.;
  11. Корнаро-Габле в Пьомбино, в 30 км от Венеции, 1552—1553 гг.;
  12. Сарего в Санта-София ди Педемонте (Верона), 1552/1553 (?) — 1569 гг.;
  13. Бадоэр во Фратта Полезина (Ровиго), в долине р. По, 1556/1557-1563;
  14. Фоскари («Ла Мальконтента») в Мальконтента ди Мира, близ Венеции, 1558 г;
  15. Дзен в Чессальто в Донегал ди Чассальто (Тревизо), ок. 1558—1566 (?) гг.;
  16. Эмо-Каподилиста в Фанцоло де Веделаго (Тревизо), ок. 1559—1565 гг.;
  17. Форни-Коста в Монтеккьо Прекальчино (Виченца), 1560-е (?),
  18. Начало работ над виллой «Ротонда» в Виченце-1567;
  19. Палладио номинирован на титул Proto della Serenissima (Почетный гражданин Венеции), в том же году он публикует в Венеции трактат I Quattro Libri dell’Architettura (Четыре книги об архитектуе) — 1570;
  20. Строительство виллы Piovene, дворца Porto Barbaran, лоджии дель Капитанио и Дворца Porto Breganze — 1571;
  21. Публикация «Комментариев к Юлию Цезарю» и работа над эскизами фасада церкви Св. Петрония S. Petronio в Болонье — 1574;
  22. Начало сооружения церкви Иль Реденторе, в Венеции -1577;
  23. Подготовка эскизов интерьера для церкви Санта-Лючия в Венеции, и в том же году начало строительства Театро Олимпико в Виченце — 1580;

Заказчики:

Гуманист Дж. Дж. Триссино, аристократия области Венето,  церковное начальство.

Микеланджело

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.

 Образование:

Учился в школе Франческо Галатеа да Урбино (итал. Francesco Galatea da Urbino) во Флоренции. В течении года был учеником в мастерской художника Доменико Гирландайо, далее поступает в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).

Проекты и постройки:

  1. В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре и выбор необходимого мрамора. Для гробницы создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». Работа над гробницей идёт (с перерывами)  в 1505 — 1545. В 1513 году Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает второй договор на работу над гробницей Юлия II.
  2. В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.
  3. Работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина во Флоренции — 1524—1534, 1549—1559.
  4. Гробница герцога Лоренцо, Капелла Медичи,  Флоренция, собор Сан-Лоренцо — 1524—1531.
  5. Гробница герцога Джулиано, Капелла Медичи, Флоренция, собор Сан-Лоренцо — 1526—1533.
  6. Гробница Юлия II, Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи — 1542—1545.
  7. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия -1546.
  8. Строительство собора Святого Петра в Риме, включая купол собора и площадь Капитолия — 1546 и до смерти 18 февраля 1564 .

Заказчики:

 Лоренцо Медичи, папы Юлий II, Лев Х, Павел III, Пий IV.

Рафаэль

Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

Образование:

Отец был художником и поэтом, первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже. В 1507 году знакомится с Браманте. Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора.

Проекты и постройки:

  1. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план).
  2. Достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями.
  3. Церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи, Рим — с 1509.
  4. Капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо, Рим —  1512—1520.
  5. Палаццо: Видони-Каффарелли, Рим — с 1515.
  6. Палаццо Бранконио дель Аквила, Рим — окончено в 1520 (не сохранилось)
  7. Палаццо Пандольфини, Флоренция — строился с 1520 по проекту Рафаэля архитектором Дж. да Сангалло.
  8. Частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама — с 1517  -строительство продолжил А. да Сангалло Младший, (не окончено).

Заказчики:

Папы Юлий II и Лев X.

Сангалло

Джулиано да Сангалло (итал. Giuliano da Sangallo; рождённый как Джулиано Джамберти (итал. Giuliano Giamberti); ок. 1445, Флоренция — 1516, Рим) — флорентийский инженер, архитектор

Образование:

Проекты и постройки:

  1. Церковь Санта-Мария делле Карчери в Прато — 1484-1495.
  2. Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано под Прато — 1485-1492.

Заказчики:

Римские папы и Лоренцо Медичи.

Браманте

Донато Браманте (итал. Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante; 1444, Ферминьяно — 11 апреля[1] 1514, Рим) — основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения.

Образование:

Начинал как живописец. В 1476 г. был приглашен в этом качестве в Милан ко двору герцога Лодовико Моро, где встретился с Леонардо да Винчи, чьи идеи в области градостроительства оказали на него большое влияние.

Проекты и постройки:

  1. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан (алтарная часть) — 1492-1497.
  2. Внутренний двор Санта-Мария-делла-Паче, Рим — 1500—1504.
  3. Палаццо делла Канчеллерия, Рим —  1499—1511.
  4. Лестница Браманте служащая связующим звеном между Бельведерским и Апостольским дворцами, Рим — 1505.
  5. Сан-Дамазо, Рим — 1510.
  6. Темпьетто, Рим —
  7. Собор Святого Петра, Рим 1506—1514

Заказчики:

Папа Юлий II.

Пьер Леско

Пьер Леско (фр. Pierre Lescot; 1515,  Париж — 10 сентября 1578, Париж) — французский архитектор и скульптор

Проекты и постройки:

 1. Aile Леско (Лувр) — 1546-1555.

2. Фонтан невинных

3. Отель Карнавале

4. Шато — де — Vallery

Леон Батиста Альберти (1404 — 1472)

Леон Баттиста Альбе́рти (итал. Leone Battista Alberti; 14 февраля 1404, Генуя — 25 апреля 1472, Рим) — итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

Образование:

Учился гуманитарным наукам в Падуе и праву в Болонье. В 1428 г. закончил Болонский университет.

Проекты и постройки:

1. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — 1446—1451.

2. Церковь Сантиссима-Аннунциата (перестройка)

3. Фасад церкви Санта-Мария-Новелла 1456—1470.

4. Церковь Сан-Франческо в Римини.

5. Церковь Сан-Себастьяно в Мантуе.

6. Церковь Сант-Андреа в Мантуе.

Теоретические труды:

Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве: В 2 т. — М., 1935—1937.

Бруннелески (1377 — 1446)

Филиппо Брунелле́ски (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco)); 1377—1446) — великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

Образование:

Первоначальное воспитание и образование (до 15 лет) получил у гуманистов, преклонявшихся перед античным наследием изучал латынь и античных авторов). С 1392 г. был в учении, вероятно, у золотых дел мастера, а затем проходил практику в качестве ученика у ювелира в Пистойе; учился также рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике в учении у Паоло Тосканелли, который, по свидетельству Вазари, обучал его математике. Участвует в ряде конкурсов на скульптуру, в Риме систематически занимается обмерами античных построек и археологическими раскопками. Для наглядности представлений о собранной информации обращается к прямой перспективе. Полученные теоретические знания напрямую транслируются в строительную сферу, которая становится для него главной.

Проекты и постройки: 

  1. Воспитательного дом для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале дельи Инноченти — Приют невинных, действовал до 1875 г.) Первая постройка эпохи Возрождения в Италии — 1419.
  2. Старая сакристия базилики Сан-Лоренцо (основана в 390 г., перестраивалась). Впервые создал ставшую образцовой для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую композицию Заказчики и финансисты строительства — Медичи — 1420 -1428.
  3. Перестройка церкви Сан-Лоренцо, на месте старой церкви Сан-Лоренцо, стены которой на момент начала строительства ещё не были сломаны. Эта раннехристианская базилика определила форму новой церкви.
  4. Купол собора Санта Мария дель Фьоре. Восьмигранный купол из камня и кирпич диаметром 42 метра и высотой  изнутри — 90 метров, общей высотой с крестом — 114 метров. Для возведения купола Бруннелески изобрёл несколько машин и приспособлений — 1420 -1436.
  5.  Капелла Пацци. В 1429 году по заказу богатого флорентийского семейства Пацци Брунеллески начал строительство капеллы Пацци во дворе церкви Санта-Кроче. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, фасад небыл закончен — 1429 — 1443.
  6. Ораторий флорентийской церкви Санта-Мария дельи Анджели. 1434 (начало строительства) — к 1437 году Брунеллески успел возвести стены на высоту 4,5 метров, доведя их до капителей пилястр интерьера. Завершена с куполом в последствии.
  7. Базилика Санто-Спирито (Святого Духа).
  8. Палаццо Питти. 1420 — …
  9. Палаццо Пацци-Кваратези — …