23. Вилла Тугендхат в Брно (1928-1930)

Мис ван дер Рое

Вилла Тугендхадт в Брно (1928-1930).

Находясь на пике творческой активности, Мис после успеха павильона Германии в Барселоне, проектирует и строит для богатого промышленника Тугендхадта виллу в Брно. В отличие от виллы Саввой в Пуасси Ле Корбюзье, которая была предназначена для краткосрочного отдыха по воскресным дням, вилла Тугендхадт проектировалась для постоянного проживания семьи с тремя детьми.

Площадка под строительство была выбрана в пригороде Брно, в окружении небольших двухэтажных коттеджей традиционного типа. Обширный участок представляет собой склон полого холма обращённый в сторону Брно. С его верхних точек открывается прекрасный вид на историческую часть города.

Мис ставит виллу по красной линии улицы, как и все рядом стоящие дома. Но пространственное решение здания далеко от традиционного. На уровне улицы находится верхний этаж здания, два нижележащих этажа врыты в склон холма и раскрыты на участок. Таким образом, с уровня улицы здание воспринимается как одноэтажное и скорее напоминает остановку городского транспорта, чем жилой дом. Это впечатление подкрепляется почти полным отсутствием окон, гаражными воротами и доминированием плоской кровли, которая перекрывает входную террасу.

Входной уровень здания Мис разбивает на два объёма, между которыми открывается вид на далёкую перспективу. В правом объёме он устраивает просторный гараж, а левый отдан жилой функции: здесь находится парадный вход в здание и спальные комнаты с ванными. Из небольшой прихожей неширокая лестница освещаемая через матовые стёкла витражей ведёт на нижележащий этаж — в парадно-представительскую зону. Эта же прихожая служит пространством объединяющим спальни детей и родителей, которые представляют собой автономные жилые образования, окна и двери которых выходят на террасу обращённую в сад. Таким образом вилла начинается с парадокса. Гость попадает в зону гостиной и столовой не напрямую, а через интимную зону спален, которая обычно располагается на верхних этажах.

После спуска по лестнице открываются главные общественные пространства виллы, в решении которых Мис аккумулировал весь накопленный ранее творческий опыт. В отличие от третьего этажа, в котором располагается главный вход и пространство разбито на блоки спальных и ванных комнат, второй, парадный этаж в своей общественной части представляет собой единое, непрерывное пространство разбитое на зоны по функциональному признаку. Окруженное с двух сторон сплошным витражом от пола до потолка оно полностью раскрыто к саду, спуск в который организован по широкой открытой лестнице. Как и в павильоне Германии в Барселоне она поставлена параллельно основному объёму здания.

Интеграция функциональных зон стала возможна благодаря крестообразным стойкам-опорам из полированной стали. Семнадцать стальных опор поставлены на равных расстояниях друг от друга по квадратной сетке. Но жёсткость конструктивного решения нивелируется при помощи отдельно стоящих перегородок различной формы и выполненных из различного матерьяла. Прямая перегородка отделяющая зону малой столовой от кабинета представляет собой огромный массив из оникса красивой расцветки. Его матовая поверхность работает на просвет и создаёт особую световую среду в зоне рабочего кабинета-библиотеки.

Перегородка полукруглой формы из тёмного дерева венге выделяет в пространстве парадную столовую. Её форма подчёркнута круглым столом большого диаметра.

Стальные стойки примыкающие к этим перегородкам композиционно взаимодействуют с ними и утрачивают визуальные связи с другими стойками. Каждая сама по себе, для каждой существует свой пространственный контекст. Таким образом Мис добивается автономности и композиционной отдельности каждого элемента конструкций. Но при этом расстояния между ними таковы, что возникают гравитационные связи через пространство. Это атомарная или «планетарная» архитектура. Подобно планетам в космосе отдельные элементы здания автономны, но вместе с тем связаны друг с другом через пространство благодаря таинственным гравитационным взаимодействиям.

Мощное гравитационное поле интегрирует внутреннее пространство, делает его целостным при бесконечном разнообразии.

Дополняет парадные пространства виллы зимний сад, отделённый от них стеклянным витражом. Изоляция зимнего сада потребовалась по показателям температурно — влажностного режима. С другой стороны к ним примыкает кухня и хозяйственные помещения удобно связанные с цокольным служебным этажом винтовой лестницей. Гостевой санузел и умывальник примыкают к тёмной неширокой пазухе технического характера между внешней подпорной стеной и стенами виллы.

Цокольный этаж полностью отдан инженерным системам — отоплению водоснабжению и очистке воздуха. Здесь же располагаются подъёмно-опускные устройства наружного ряда витражей, которые позволяют полностью раскрыть парадные помещения виллы в сад.

Служебный вход на участок осуществляется по наружным лестницам примыкающим к дому со стороны противоположной зимнему саду. К служебному входу примыкают спальни и санузел для прислуги, а также вход на кухню для доставки продуктов. Кладовые помещения в уровне цокольного этажа удобно связаны с кухней на первом этаже при помощи подъёмника.

Помимо парадного выхода, на участок можно попасть обойдя зимний сад и выйдя на лестницу примыкающую к торцу здания. Планировку сада Мис решает в виде огромной круглой аллеи берущей начало у виллы. Максимально прижатая к наружному периметру участка аллея образует лужайку круглой формы с небольшим количеством деревьев. Основной массив деревьев и кустарников располагается по внешнему периметру участка надёжно отделяя его от соседей. И здесь Мис ван дер Рое остаётся верен себе — в центре композиции согласно восточной традиции находится священная пустота.

Всего шесть недолгих счастливых лет прожило семейство Тугендхадтов на вилле. Наступали тёмные времена фашизма, и им пришлось бросить всё и уехать за границу. После Второй Мировой войны Тугендхадты не вернулись. Здание использовали различные организации и оно постепенно разрушалось. В нулевые оно было образцово отреставрировано, мебель и авторский дизайн заботливо восстановлены. Теперь это музей и Мекка для архитекторов всего мира и тех кто интересуется архитектурой.

В творчестве Миса вилла Тугендхадт в Брно является определённым рубежом. После иммиграции в Америку его архитектурные искания заметно радикализируются полностью подчинившись авторской догме «большое — в малом». Священная пустота в центре, роднившая его с буддисткой традицией уступает место жёсткому технологическому ядру (Сигрем-билдинг, Лейк шор драйв, Краун Холл, здание факультета технологического института, дом Франсуорт, Новая национальная галерея в Западном Берлине). Здания всё больше подчиняются диктату рациональной конструктивности. Происходит существенное упрощение архитектуры, выхолащиваются сложные гравитационные взаимодействия, уступая место примитивному минимализму.

Между виллой Тугендхадт в Брно Мис ван дер Рое и домом Кауфманов («Над водопадом») Фрэнка Ллойда Райта существует глубокая внутренняя связь. Постановка зданий на склоне определила двойственность их архитектуры., которая роднит их с человеческим сознанием. Обозначим её как наличие внутренней пещеры. Здания имеют ярко выраженную фасадную часть, которая обращена к природе, и которую так любят фотографировать архитекторы и туристы. Пронизанная светом эта часть здания является антитезой того скрытого, тёмного и инфернального, что обращено к склону холма. Подобно человеческому сознанию, за которым скрывается подсознание, оба здания существуют как единство бесконечно далёких противоположностей — тёмного и светлого. Построенные почти одновременно (вилла Тугендхадт — 1928-1930, дом Кауфманов — 1935-1939) они стали одним из вершинных достижений авангардной архитектуры ХХ века.

Третьим зданием в этом ряду является собственный дом архитектора К.С. Мельникова в Кривоарбатском переулке в Москве. Несмотря на иные принципы построения плана и объёма здания его роднит с виллой Тугендхадт и домом Кауфманов («Над водопадом») общий архетип пещеры — как основа единства человеческого сознания и формирующего его природного начала [Собственный дом в Кривоарбатском переулке в Москве (1827-1929), архитектор К.С. Мельников (1890-1974)].

Учебный сайт по истории Современной архитектуры