«Дворец», «Театр», «Арка», Новый город Марн ла Вале, Регион Парижа, 1978-1982
Общая площадь 47000 кв.м.
Как ориентир строительства нового комплекса, состоящего из «Дворца» («Le Palacio»), «Театра» («Le Teatro») и «Арки» («Le Arc») должен иметь монументальный и символический характер, с тем чтобы сделать их местом встречи и точкой отсчёта для нового города. В то время как его воздействие на городскую ткань не является решающим, La Espaces d’Abracsas отлично выполняет свою роль в качестве городского памятника в честь начала нового города. Исполненные этого представительного характера, три здания выполнены в стиле барочного пространства, более французские в некоторых областях, более средиземноморские в других. представляют собой большое общественное пространство, в котором монументальность является фоном для реперезентативной части нового жилого комплекса. В силу этого, здания жилого комплекса стали символом и ориентиром для значительной части долины Марны. Центральная площадь ограниченная сплошным объёмом здания превращается в большой городской театр. Благодаря системе сложной предварительной отливки, можно было использовать обширный и непростой архитектурный язык. Различные характеристики зданий обусловленные постоянным изменением масштаба и отсылками к Леду, Булле и Гавриилу среди прочего привели к определённой эклектической лексике этого проекта. Противоречивые проектные задачи определили внезапные изменения в масштабе. Все архитектурные элементы из арсенала сборного строительства. Они используются до предела диспропорционально и отношения между ними восходят к инверсии пространственных структур, производя поразительный динамический эффект.
первый элемент — «Театр» выполнен в виде полукруга, охватывающего площадь, второй элемент — «Арка» — формирует визуальный декоративный экран сзади театра, который является третьим элементом — «Дворцом».
«Арка» с её скромными габаритами (20 квартир на 9 этажей) была помещена в центр внутреннего пространства. Арку, которая на протяжении всей длительной исторической перспективы была чисто символическим элементом, мы хотели сделать функциональной. Отвлечённая от своей обычной символики арка будет служить элементом романтическим, а не триумфальным. Для всех элементов системы она является координационным центром.
«Театр» — полукруглое здание, ограничивающее вертикальное и горизонтальное развитие пространства. Театральность этого обжитого памятника связана с вертикальной трактовкой его фасадных элементов, включая зеркальные стеклянные колоны, восприятие которых изменяется в зависимости от освещённости и является основой динамики. Мелодраматичность дробных элементов контрастирует с выпуклым замкнутым пространством, которое будучи строгим, вместе с тем изменчиво. Открытое пространство театральной площади резко изменяется, Это приводит к волшебному измерению. Открытое пространство окружено округлым зданием, чья выпуклость даёт ощущение защитного укрытия. Впечатление частной жизни исходящее от него изменяет первоначальное ощущение монументальности. Здание «Театра» включает 130 квартир для частной жизни. Каждая вертикальная коммуникация (лифты и лестницы) имеет на этаже общую прихожию для двухквартир (2-х, 3-х, ч-х и 5-ти комнатных). Эти апартаменты выходят как внутрь, к «Арке», так и наружу, к Парижу. Зеркальные стёкла эркеров-клонн смотрят на центральную площадь комплекса. Они могут быть расположены либо в гостиной, либо в спальне. Апартаменты расположены таким образом по отношению к радиальной несущей стене, что с одной стороны от неё находятся кухня, столовая и гостиная, а с другой стороны находятся спальни и ванные комнаты. Последние этажи образуют нависающие балконы: эти квартиры имеют частные террасы с индивидуальным видом на площадь. Крыши «Театра» и «Арки» являются недоступными садами. Их видно из «Дворца Абраксаса» (третий элемент композиции).
С первого этажа со стороны площади, греческий амфитеатр постепенно опускается как лестница на сцену. «Дворец» с высокой плотностью образуют 18-ти этажные здания, содержащие 441 квартиру, сдаваемых в аренду или продаваемых под низкие проценты. Планировка состоит из трёх зданий расположенных буквой П, в то время как в объёме происходит возврат к Х-образным вариантам «Уолден-7», которые здесь представляют собой 3-х этажные кубики с функциональной связью на промежуточном уровне, предложенной в нереализованном проекте «La Petite Cathedrale». Квартиры — дуплекс, две, три или четыре комнаты имеют один недостаток, они открываются на один из фасадов, что подразумевается обычной типологией.
Исторические ссылки пронизывают весь объект, как в конфигурации в целом, так и в характеристиках некоторых деталей. Классические формы, укоренённые во французской культуре, трансформируются в зависимости от их использования. Тщательный анализ проекта демонстрирует , к примеру, как композиция «на французский манер» (1:4, 2:4, 1/4 по вертикали) нарушается с помощью манипуляции объёмами — второй элемент исторически противоречит первому: фриз вдохновлённый карнизами зданий Буле, Леду, Legueu. Таким образом, пространство создаётся в барочном стиле, в простейшем смысле этого слова, в котором учитываются все пространственные точки зрения определяемые введением движения в построенный обём. Архитектура создаёт замкнутую Вселенную, которая становится мощной структурой интеллектуального сообщества, пустоты становятся символами окон и дверей в городском масштабе или кадрами с видами на город — как в картине.
Фасады построены из сборных секций, которые сделаны в соответствии с их индивидуальными формами, а не из каркасных панелей, так что стыки между ними не видимы. Они представляют собой камень, смесь песка, серого и белого цемента и оксидов. Очень лёгкие охристые и фиолетово-синие оттенки из этих смесей являются чрезвычайно тонкими. Цель использования этого современного материала, который гармонирует с городским центром, оставаясь при этом отдельным от него — новое открытие для себя качества камня и культурных отсылок. Этот материал имеет внешний вид камня и его прочность а также собственные эстетические и культурные качества.