Архив метки: Биографии

Филипп Уэбб

Филип Спикмен Уэбб  (12 января 1831 г. Оксфорд — 17 апреля  1915 г. Уорт, Суссекс) — английский архитектор и дизайнер, работавший в стиле модерн. Один из основателей Движения искусств и ремёсел в британской архитектуре.

Образование:

Ф. С. Уэбб учился в Нортгемптоншире, затем работал при архитектурных фирмах в Вулвергемптоне и Рединге, близ Лондона. Переселившись в Лондон, Ф.Уэбб в 1856 году знакомится с художником-прерафаэлитом Уильямом Моррисом, и с 1858 года они начинают совместную работу.

Проекты и постройки:

  1. Красный дом
  2. Дом Станден в Западном Суссексе

Награды и звания:

 

Норман Шоу

Ричард Норман Шоу Р.А. (7 мая 1831 — 17 ноября 1912 года),  шотландский архитектор, работавший с 1870-х годов до 1900-х годов, известный своими загородными домами и коммерческими зданиями.

Образование:

Обучался в Лондонском офисе Уильяма Ожога. Посещал занятия в Королевской академии, где постигал основы классицизма. В 1854-1856 годах Шоу путешествовал по стипендии Королевской академии, выполняя рисунки, которые были опубликованы как Архитектурные эскизы с континента  в 1858 году. В 1863 году, после 16 лет обучения открывает собственную практику.

Проекты и постройки:

Особняк Альберт-холла (1881)

Брянстон, Центральный зал (1894)

Крейгсайд, Фронт Фракт (1870)

Адкот, фронтальный вид (1878)

Мельбери-роуд, Кенсингтон

Награды и звания:

Избран в Королевскую академию в 1877 году.

Чарльз Макинтош

Чарльз Ренни Макинтош (англ. Charles Rennie Mackintosh;   7 июня 1868, Глазго — 10 декабря 1928, Лондон)  — шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии.

Образование;

Учился в колледже Allan Glen´s High School , в  Глазго в1877—1884 годах. Далее учился у архитектора Джона Хатчинсона и с 1889 года работал художником-чертёжником в фирме «Джон Хонеман и Кеппи» в Глазго. В 1890 г. он получил специальную стипендию, для путешествия по Франции и Италии с целью глубокого изучения архитектуры. В 1900 году женился на Маргарет Макдональд, выпускнице Школы искусств в Глазго, с которой он вместе работал. В 1904 году становится совладельцем фирмы «Джон Хонеман и Кеппи».

Проекты и постройки:

  • Здание Школы искусств в Глазго (англ. Glasgow School of Art; 1897—1909) — главное архитектурное произведение
  • Хилл-хаус в Хеленсбурге (англ. Hill House; 1903)
  • Чайные комнаты в Глазго (англ. Tea Rooms; 1897—1911)

Награды и звания:

 

 

Каминский Александр Степанович

Алекса́ндр Степа́нович Ками́нский (10 декабря 1829—17 декабря 1897, Москва) — русский архитектор, один из наиболее плодовитых мастеров поздней эклектики 1860-х — 1880-х годов. Автор первого здания Третьяковской галереи, Третьяковского проезда и десятков частных и общественных зданий в Москве, а также огромного собора Николо-Угрешского монастыря.

Образование:

С 1848 года обучался в Императорской Академии художеств по классу К. А. Тона; по заданию Тона участвовал в строительстве Храма Христа Спасителя, постройкой которого заведовал его старший брат, Иосиф Каминский. В 1857—1860 годах стажировался за границей; в Париже познакомился с П. М. Третьяковым, в ноябре 1862 году женился на его сестре Софье (1839—1902).

Заказчики:

Каминский — семейный архитектор рода Третьяковых. Через Третьяковых он получил заказы от Коншиных, Боткиных,  Морозовых и других богатейших семейств Москвы.

Проекты и постройки:

  1. Усадьба Четверикова (Колпачный переулок, 7)
  2. Усадьба Каратаевой — Морозова (Леонтьевский переулок, 10).
  3. Больница и богадельня на улице Щипок
  4. Александро-Мариинское училище на Большой Ордынке.
  5. Доходный дом Московского купеческого общества, возводимый его фирмой (Улица Кузнецкий Мост, 10/8 — Неглинная улица, 8/10).

Награды и звания:

Кваренги

Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги, в старом написании Гваренги(итал. Giacomo Antonio Domenico Quarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо — 18 февраля (2 марта)  1817, Санкт-Петербург) — архитектор и ведутист итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.

Образование

Реализованные проекты

В Санкт-Петербурге

  1.  Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942) — (1781—1794)
  2. Усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45; — (1783—1784 )
  3. Смоленская церковь в Пулково (разрушена в 1944) — (1782—1784)
  4. Концертный зал в Царском Селе — (1782—1788)
  5. Академия наук — Университетская набережная, 5 — (1783—1785)
  6. Эрмитажный театр — Дворцовая набережная, 32 — (1783—1787)
  7. Ассигнационный банк — Садовая улица, 21 — (1783—1799)
  8.  Дом Салтыкова — Дворцовая набережная, 4 — (1788)
  9. Дворец Юсуповых на Садовой улице — Садовая улица, 50-а — (1789—1793)
  10. Малый гостиный двор — улица Ломоносова, 2 — (1790-е)
  11. Александровский дворец в Царском Селе (1792—1796)
  12. Доходный дом Жеребцовой — Дворцовая набережная, 10 — (1798—1800)
  13. Мальтийская капелла — входит в архитектурный комплекс Воронцовского дворца, пристроена к главному корпусу дворца со стороны сада — (1798—1800)
  14. Павловский дворец: жилые покои императрицы Марии Федоровны (1800—1801)
  15. Екатерининский институт — набережная реки Фонтанки, 36 — (1804—1807)
  16. Конногвардейский манеж — улица Якубовича, 1 (1804—1807)
  17. Смольный институт — Смольный проезд, 1 — (1806—1808)
  18. Деревянные Нарвские триумфальные ворота (позднее перестроены в камне и металле В. П. Стасовым) — (1814)

Помимо пулковской, Кваренги иногда приписывают сходные по своему облику церкви Вознесенская в Фёдоровском посаде и Преображенская в Московской Славянке.

В Москве

  1. Перестройка Екатерининского дворца в Лефортово — (1780)
  2. Торговые ряды на Красной площади (не сохранились) -(1786)
  3. Старый гостиный двор —улица Варварка, 3 — (1790—1805)
  4. Странноприимный дом (пересмотр частично реализованного проекта). — (1803)

 

 

Гельфрейх

Влади́мир Гео́ргиевич Гельфре́йх (12 (24) марта 1885, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1967,    Москва,  СССР) — российский и советский    архитектор,  педагог, профессор.

Образование:

Родился 12 (24) марта 1885 в Санкт-Петербурге в семье государственного служащего. Окончил реальное училище, два года занимался в частной рисовальной школе. В 1906 году поступил на Архитектурное отделение Императорской Академии художеств, которую окончил с отличием в 1914 году, выполнив дипломный проект здания Государственного совета под руководством профессора Л. Н. Бенуа. Ещё во время обучения в Академии начал работать в мастерской академика архитектуры В. А. Щуко, который оказал заметное влияние на дальнейший творческий путь Гельфрейха. Важную роль в их совместной деятельности сыграло проектирование Дворца Советов: они участвовали в первом и во втором закрытых конкурсах на проект Дворца (1932—1933; в соавторстве с А. П. Великановым, Л. М. Поляковым, И. Е. Рожиным, Г. В. Селюгиным, Селяковой-Шухаевой, А. Ф. Хряковым,  Г. В. Щуко и др.). За основу же был принят проект, выполненный архитектором Б. М. Иофаном. Б. М. Иофану, В. Г. Гельфрейху и В. А. Щуко с их архитектурным коллективом была поручена последующая разработка этого проекта (1933—1939) 

В 1918—1935 годах Гельфрейх преподавал в ленинградском ВХУТЕИНе (бывшей Академии художеств, с 1931 года ЛИЖСА имени И. Е. Репина). Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (1959—1967).

Проекты и постройки:

  • Пропилеи Смольного (1923; соавтор В. А. Щуко)
  • Дом Госпромышленности УССР — Госпром в Харькове (1925; конкурс)
  • здание Библиотеки имени В. И. Ленина (1928—1958, конкурс)
  • Дом Наркомтяжпрома на Красной площади (1934)
  • Большой Каменный мост (1936—1938; соавторы: В. А. Щуко, М. А. Минкус)
  • Дом Юстиции на Фрунзенской набережной (1937; соавторы: В. А. Щуко, И. В. Ткаченко, И. Е. Рожин; конкурс)
  • Главный павильон ВСХВ с башней Конституции (1939; соавторы: В. А. Щуко, Г. В. Щуко)
  • панорама «Штурм Перекопа» (1941; соавтор И. Е. Рожин)
  • проект планировки и застройки Смоленской площади (1956, совместно с В. П. Соколовым, М. А. Минкусом, Л. В. Варзар)
  •  проект высотного административного здания на Смоленской площади (1947—1953; соавтор М. А. Минкус), руководил созданием ансамблей Смоленской площади
  • Ростовский театр драмы имени М. Горького (1930—1935; соавтор В. А. Щуко; конкурс; осуществлён)
  • Дом Правительства Абхазской АССР в Сухуми Дом Госпромышленности УССР — Госпром в Харькове (1925; конкурс; проект поступил позже срока)
  • Дворец культуры в Куйбышеве (1936; соавтор В. А. Щуко)
  • Крещатик в Киеве (1944—1945; соавторы: А. П. Великанов, И. Е. Рожин, Г. В. Щуко)
  • Центр Сталинграда (1944—1945; соавторы И. Е. Рожин,  Г. В. Щуко)
  • Здание областного музея и библиотеки в Биробиджане

Награды и звания:

  • Академик Академии архитектуры СССР (1947)
  • Герой Социалистического Труда (1965)
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за архитектурный проект станции «Электрозаводская» и верхнего вестибюля станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича
  • Сталинская премия первой степени (1949) — за архитектурный проект здания МИД СССР на Смоленской площади
  • два ордена Ленина
  • три ордена Трудового Красного Знамени
  • два ордена «Знак Почёта»
  • медали

Элисон и Питер Смитсоны

СМИТСОН, ПИТЕР (1923–2003) и ЭЛИСОН (1928–1993) (Smithson, Peter and Alison), чета английских архитекторов, основоположники необрутализма, одного из самых влиятельных направлений в зодчестве                                             второй половины ХХ века

Образование:

Проекты и постройки;

Награды и звания;

Питер Цумтор

Петер Цумтор (нем. Peter Zumthor; 26 апреля 1943, Базель) — швейцарский архитектор, лауреат Притцкеровской премии 2009 года.

Образование:

Родился в Базеле в семье мебельщика.  Пять лет обучался по специальности отца. Архитектурное образование получил в Швейцарии и в нью-йоркском Институте Пратта. С 1967 по 1979 годы работал в департаменте охраны памятников кантона  Граубюндена, где занимаясь реставрацией, планированием и консультациями. В 1979 году основал собственное небольшое бюро (15 сотрудников) в коммуне  Гальденштайн, в деревне Хальденштайн близ Кура.

Проекты и постройки:

  1. Капелла Св. Бенедикта. Сумвич, Швейцария. Проектирование (1985), строительство (1988)
  2. Термальные бани. Вальс, Швейцария. Проектирование (1986 — 1996), строительство (1992-1996)
  3. Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Кёльн, Германия. Проектирование (1997), строительство (2003-2007)
  4. Часовня брата Клауса. Германия. (2007)
  5. Дом Аннализы Цумтор. Вальс, Швейцария (2009)
  6. Мемориал сожженным ведьмам в Финнмарке – мемориал Стейлнесет, Вардё, Норвегия. Проектирование (2007), строительство (2008-2011)
  7. Комплекс Алльманаювет, Норвегия. Проект (2002), строительство (2009-2016)
  8. Отель 7132 – реконструкция. Вальс, Швейцария (2016)

Награды:

  • понская Императорская премия (в 2008)
  • Архитектурная медаль Фонда Томаса Джефферсона
  • Притцкеровская премия (2009)

Пиетилля

Рейма Пиетиля (фин. Reima Pietilä, 25 августа 1923 — 26 августа 1993) — финский архитектор, один из представителей органической архитектуры. Над большой частью проектов он работал вместе со своей женой Райли (Raili Pietilä, родилась 15 августа 1926).

Рейма и Райли Пиетиля

Образование

 

Проекты и постройки
  1. Финский павильон на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе.
  2. Церковь Калева. В 1959 году Пиетиля выиграл конкурс на строительство церкви в Тампере (строительство закончено в 1966 году).
  3. Студенческий клуб «Диполи» в Отаниеми (район Эспоо) (1966)
  4. Строительство первой очереди жилого комплекса Сувикумпу в Тапиоле (район Эспоо) (1967-1969).
  5.  Городская библиотека Тампере (1978—1986).
  6. Резиденция президента Финляндии.
Награды и звания

Владимир Щуко

Влади́мир Алексе́евич Щуко́ (5 июля 1878, Берлин — 17 января 1939, Москва) — русский, советский архитектор, художник театра, просветитель.

Образование

В 1888 году поступил в Тамбовское реальное училище. В 1896 году поступил на Архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (мастерская Л. Н. Бенуа), которую окончил в 1904 г. со званием архитектора-художника и правом на  пенсионерскую поездку. Совершил путешествие «через Константинополь и Грецию в Италию». Совет Высшего художественного училища приобрёл собрание его рисунков и набросков и продлил пенсионерство ещё на год.

Проекты и постройки
  1. Дом культуры им. Ленина при заводе «Большевик» в Ленинграде (1927—1929; соавтор: В. Г. Гельфрейх)
  2. Здание Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве (1928—1958, конкурс; соавтор В.Г. Гельфрейх)
  3. Академический театр драмы им. Максима Горького  в Ростове-на-Дону (1930; заказной проект; построен в 1932—1936 годах; соавтор: В. Г. Гельфрейх; при участии  И. Е. Рожина, Л. Б. Сегала, разрушен в 1943 году, восстановлен в 1963 году)
  4. Дворец Советов. Щуко и Гельфрейх не принимали участие в открытых конкурсах проектов Дворца Советов (1931—1933), представив свою работу на третий, закрытый конкурс (1932), когда первенство уже было признано за Б. М. Иофаном. Решением свыше усилия трёх архитекторов были объединены; образ Дворца, растиражированный прессой тридцатых годов, — плод их совместной работы.
Награды и звания
  •  Академик архитектуры (1911)