Архив метки: Биографии

Гельфрейх

Влади́мир Гео́ргиевич Гельфре́йх (12 (24) марта 1885, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1967,    Москва,  СССР) — российский и советский    архитектор,  педагог, профессор.

Образование:

Родился 12 (24) марта 1885 в Санкт-Петербурге в семье государственного служащего. Окончил реальное училище, два года занимался в частной рисовальной школе. В 1906 году поступил на Архитектурное отделение Императорской Академии художеств, которую окончил с отличием в 1914 году, выполнив дипломный проект здания Государственного совета под руководством профессора Л. Н. Бенуа. Ещё во время обучения в Академии начал работать в мастерской академика архитектуры В. А. Щуко, который оказал заметное влияние на дальнейший творческий путь Гельфрейха. Важную роль в их совместной деятельности сыграло проектирование Дворца Советов: они участвовали в первом и во втором закрытых конкурсах на проект Дворца (1932—1933; в соавторстве с А. П. Великановым, Л. М. Поляковым, И. Е. Рожиным, Г. В. Селюгиным, Селяковой-Шухаевой, А. Ф. Хряковым,  Г. В. Щуко и др.). За основу же был принят проект, выполненный архитектором Б. М. Иофаном. Б. М. Иофану, В. Г. Гельфрейху и В. А. Щуко с их архитектурным коллективом была поручена последующая разработка этого проекта (1933—1939) 

В 1918—1935 годах Гельфрейх преподавал в ленинградском ВХУТЕИНе (бывшей Академии художеств, с 1931 года ЛИЖСА имени И. Е. Репина). Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (1959—1967).

Проекты и постройки:

  • Пропилеи Смольного (1923; соавтор В. А. Щуко)
  • Дом Госпромышленности УССР — Госпром в Харькове (1925; конкурс)
  • здание Библиотеки имени В. И. Ленина (1928—1958, конкурс)
  • Дом Наркомтяжпрома на Красной площади (1934)
  • Большой Каменный мост (1936—1938; соавторы: В. А. Щуко, М. А. Минкус)
  • Дом Юстиции на Фрунзенской набережной (1937; соавторы: В. А. Щуко, И. В. Ткаченко, И. Е. Рожин; конкурс)
  • Главный павильон ВСХВ с башней Конституции (1939; соавторы: В. А. Щуко, Г. В. Щуко)
  • панорама «Штурм Перекопа» (1941; соавтор И. Е. Рожин)
  • проект планировки и застройки Смоленской площади (1956, совместно с В. П. Соколовым, М. А. Минкусом, Л. В. Варзар)
  •  проект высотного административного здания на Смоленской площади (1947—1953; соавтор М. А. Минкус), руководил созданием ансамблей Смоленской площади
  • Ростовский театр драмы имени М. Горького (1930—1935; соавтор В. А. Щуко; конкурс; осуществлён)
  • Дом Правительства Абхазской АССР в Сухуми Дом Госпромышленности УССР — Госпром в Харькове (1925; конкурс; проект поступил позже срока)
  • Дворец культуры в Куйбышеве (1936; соавтор В. А. Щуко)
  • Крещатик в Киеве (1944—1945; соавторы: А. П. Великанов, И. Е. Рожин, Г. В. Щуко)
  • Центр Сталинграда (1944—1945; соавторы И. Е. Рожин,  Г. В. Щуко)
  • Здание областного музея и библиотеки в Биробиджане

Награды и звания:

  • Академик Академии архитектуры СССР (1947)
  • Герой Социалистического Труда (1965)
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за архитектурный проект станции «Электрозаводская» и верхнего вестибюля станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича
  • Сталинская премия первой степени (1949) — за архитектурный проект здания МИД СССР на Смоленской площади
  • два ордена Ленина
  • три ордена Трудового Красного Знамени
  • два ордена «Знак Почёта»
  • медали

Элисон и Питер Смитсоны

СМИТСОН, ПИТЕР (1923–2003) и ЭЛИСОН (1928–1993) (Smithson, Peter and Alison), чета английских архитекторов, основоположники необрутализма, одного из самых влиятельных направлений в зодчестве                                             второй половины ХХ века

Образование:

Проекты и постройки;

Награды и звания;

Питер Цумтор

Петер Цумтор (нем. Peter Zumthor; 26 апреля 1943, Базель) — швейцарский архитектор, лауреат Притцкеровской премии 2009 года.

Образование:

Родился в Базеле в семье мебельщика.  Пять лет обучался по специальности отца. Архитектурное образование получил в Швейцарии и в нью-йоркском Институте Пратта. С 1967 по 1979 годы работал в департаменте охраны памятников кантона  Граубюндена, где занимаясь реставрацией, планированием и консультациями. В 1979 году основал собственное небольшое бюро (15 сотрудников) в коммуне  Гальденштайн, в деревне Хальденштайн близ Кура.

Проекты и постройки:

  1. Капелла Св. Бенедикта. Сумвич, Швейцария. Проектирование (1985), строительство (1988)
  2. Термальные бани. Вальс, Швейцария. Проектирование (1986 — 1996), строительство (1992-1996)
  3. Музей кёльнского диоцеза «Колумба». Кёльн, Германия. Проектирование (1997), строительство (2003-2007)
  4. Часовня брата Клауса. Германия. (2007)
  5. Дом Аннализы Цумтор. Вальс, Швейцария (2009)
  6. Мемориал сожженным ведьмам в Финнмарке – мемориал Стейлнесет, Вардё, Норвегия. Проектирование (2007), строительство (2008-2011)
  7. Комплекс Алльманаювет, Норвегия. Проект (2002), строительство (2009-2016)
  8. Отель 7132 – реконструкция. Вальс, Швейцария (2016)

Награды:

  • понская Императорская премия (в 2008)
  • Архитектурная медаль Фонда Томаса Джефферсона
  • Притцкеровская премия (2009)

Пиетилля

Рейма Пиетиля (фин. Reima Pietilä, 25 августа 1923 — 26 августа 1993) — финский архитектор, один из представителей органической архитектуры. Над большой частью проектов он работал вместе со своей женой Райли (Raili Pietilä, родилась 15 августа 1926).

Рейма и Райли Пиетиля

Образование

 

Проекты и постройки
  1. Финский павильон на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе.
  2. Церковь Калева. В 1959 году Пиетиля выиграл конкурс на строительство церкви в Тампере (строительство закончено в 1966 году).
  3. Студенческий клуб «Диполи» в Отаниеми (район Эспоо) (1966)
  4. Строительство первой очереди жилого комплекса Сувикумпу в Тапиоле (район Эспоо) (1967-1969).
  5.  Городская библиотека Тампере (1978—1986).
  6. Резиденция президента Финляндии.
Награды и звания

Владимир Щуко

Влади́мир Алексе́евич Щуко́ (5 июля 1878, Берлин — 17 января 1939, Москва) — русский, советский архитектор, художник театра, просветитель.

Образование

В 1888 году поступил в Тамбовское реальное училище. В 1896 году поступил на Архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (мастерская Л. Н. Бенуа), которую окончил в 1904 г. со званием архитектора-художника и правом на  пенсионерскую поездку. Совершил путешествие «через Константинополь и Грецию в Италию». Совет Высшего художественного училища приобрёл собрание его рисунков и набросков и продлил пенсионерство ещё на год.

Проекты и постройки
  1. Дом культуры им. Ленина при заводе «Большевик» в Ленинграде (1927—1929; соавтор: В. Г. Гельфрейх)
  2. Здание Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве (1928—1958, конкурс; соавтор В.Г. Гельфрейх)
  3. Академический театр драмы им. Максима Горького  в Ростове-на-Дону (1930; заказной проект; построен в 1932—1936 годах; соавтор: В. Г. Гельфрейх; при участии  И. Е. Рожина, Л. Б. Сегала, разрушен в 1943 году, восстановлен в 1963 году)
  4. Дворец Советов. Щуко и Гельфрейх не принимали участие в открытых конкурсах проектов Дворца Советов (1931—1933), представив свою работу на третий, закрытый конкурс (1932), когда первенство уже было признано за Б. М. Иофаном. Решением свыше усилия трёх архитекторов были объединены; образ Дворца, растиражированный прессой тридцатых годов, — плод их совместной работы.
Награды и звания
  •  Академик архитектуры (1911)

Кортона

Пьетро да Кортона (итал. Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Berrettini) (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо — 16 мая 1669, Рим) — итальянский живописец и архитектор.

Образование:

В живописи его манера основана на принципах классицизма мастеров болонской школы и подражаню Карраччи.

Проекты и постройки:

  1. Вилла Саккетти, Рим — 1625—1630
  2. Церковь Святых Луки и Мартины, Рим — 1634—1650
  3. Церковь Санта-Мария-ин-Виа-Лата, Рим — 1658—1662
  4.  Церковь Санта-Мария-делла-Паче, Рим — 1656

Покровители и заказчики:

Папа Урбаном VIII Барберини

Ванвителли

Луиджи Ванвителли (итал. Luigi Vanvitelli; 26 мая 1700, Неаполь — 1 марта 1773, Казерта) — придворный архитектор неаполитанских Бурбонов, крупнейший в Италии представитель позднего барокко.

Образование:

Сын голландского ведутиста Гаспара ван Виттеля, который ок. 1675 года поселился в Риме и стал зваться на итальянский лад Ванвителли. В молодости Луиджи работал со своим учителем Никколо Сальви над расширением берниниевского палаццо Киджи и с ним же разработал проект драгоценной часовни для лиссабонской церкви св. Рока.

Проекты и постройки:

  1. Палаццо Поли, Рим —
  2. лечебница, анкон —
  3. Казертский дворец. (самое большое здание XVIII века) —
  4. Миниатюрный домик для охотничьих забав для неаполитанского короля Карла VII, озере Фузаро —

Покровители и заказчики:

Неаполитанский король Карл VII

Лонгена

Бальдассаре Лонге́на (итал. Baldassarre Longhena) (1596 или 1598, Венеция — 17 или 18 февраля 1682, Венеция) — итальянский архитектор XVII века.

Образование:

Был продолжателем Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци. Учился у последнего, после смерти Скамоцци завершил в 1640 году здание Нового прокурата на площади Сан-Марко.

Проекты и постройки:

  1. Собор Санта-Мария делла Салюте — 1631—1681
  2. Фасад церкви Santa Giustina — 1640
  3. Collegio Greco — 1648
  4. Капелла в церкви Сан-Пьетро ди Кастелло
  5. Церковь Скальци — 1656—1680
  6. Греческая Школа Флангиниса — 1662—1664
  7. Фасад церкви Сан-Сальвадор -1663
  8. Ка’ Пезаро (закончен после смерти архитектора) — 1679
  9. Seminario patriarcale — 1670
  10. Церковь Санта-Мария деи Дерелитти
  11. Ка’ Реццонико, закончен после смерти архитектора
  12. Паллацио Беллони Батталья
  13. Палаццо да Лецце
  14. Фасад палаццо Капелло-Малипьеро
  15. Палаццо Эриццо
  16. Палаццо Базадонна Сан-Тровазо
  17. Палаццо Джустиниан-Лолин
  18. Палаццо Лабиа
  19. Палаццо Марчелло-Пиндемонте
  20. Палаццо Видманн
  21. Палаццо Дзено, частичная реконструкция

Покровители и заказчики:

Гварини

Гвари́но Гвари́ни (Guarino Guarini; 17 января 1624, Модена — 6 марта 1683, Милан, Италия) — итальянский архитектор, математик и богослов из ордена театинцев, работавший преимущественно на севере Италии. Его радикальное барокко известно как architectura obliqua («криволинейное зодчество»).

Образование:

Был под влиянием Барромини.  Работал в Модене, Риме (1639-1645), Мессине (с 1660), Париже (с 1662) и Турине (с 1666). Гварини был одним из немногих архитекторов XVII века, ценивших готику и учившихся у средневековых зодчих. В то же время он опирался в своих архитектурных проектах на знание стереометрии, среди всех геометрических форм отдавая предпочтение овалу.

Проекты и постройки:

  1. Церковь Божественного Провидения, Лиссабон —
  2. Палаццо Кариньяно, Турин —
  3. Капелла Санта Синдоне в соборе, Турин — 1668-1694
  4. Церковь Сан Лоренцо деи Театини — 1668-1687
  5. Здание Академии наук — 1678
  6. Монастырь театинцев и церкви в Мессине разрушены землетрясением в 1908

    Опубликовал четыре трактата на математические и астрономические темы.

Покровители и заказчики:

Райнальди, Карло

Карло Райнальди (Carlo Rainaldi; 1611—1691) — один из архитекторов, которые внесли наибольший вклад в формирование облика Рима эпохи барокко.

Образование:

До смерти в 1655 году отца, Джироламо Райнальди, Карло работал под его началом в традиции североитальянского маньеризма.

Проекты и постройки:

  1. Фасад церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.
  2. Церковь Санта-Мария-ин-Кампителли — 1663-1667.
  3. Фасад церкви Сант-Андреа-делла-Валле — 1661-1665.
  4. Парные церкви на пьяцца дель Пополо — 1661-1665.
  5. Восточный фасад базилики Санта-Мария-Маджоре — до 1691.

Заказчики и покровители: