Библиотека Эксетер

Архитектор: Луис Кан, Эксетер, штат Нью-Гемпшир, 1965-1972.

Вид на здание в общей панораме застройки.

Общий вид.

Общий вид.

Общий вид.

Общий вид.

Фрагмент фасада. Решение угла здания — «обратный эркер».

Фрагмент входной лестницы.

Вид на входную открытую лестницу на отметке низа атриума.

Атриум. Общий вид.

Вид на атриум с пятого уровня.

Вид на открытое книгохранилище через атриум с четвёртого уровня.

Вид на зону свободного доступа из атриума.

Атриум. Вид снизу.

Фрагмент атриума.

Рабочие места по наружному контуру. Вид с верху.

Читательские места — вид с антресоли.

Читательское место.

Фрагмент интерьера на уровне пола атриума.

Интерьер хранилища редких книг (восьмой уровень).

Фрагмент атриума. Вид с низу.

Диагональные балки фонаря верхнего света.

Фрагмент генплана.

План на уровне пола атриума.

План на уровне основных читательских мест (четвёртый уровень).

Читательский этаж на уровне фонаря атриума.

Разрез.

Разрез.

Конструктивный разрез.

Макет.

Кан. Библиотека Эксетера

Цепочка проектных шагов при проектировании здания библиотеки Эксетера показательны для понимания индивидуальности творческого процесса архитектора.

Триада «Одна книга, несколько книг, впечатляющая масса книг» определила построение пространства здания «изнутри». Первый и главный процесс внутри здания — процесс чтения, индивидуального взаимодействия с книгой. Кан старается максимально отделить читателя от других читателей и создаёт для него микропространство для чтения. Столы разделённые книжными полками и обращённые одной стороной к окну — второй — к стеллажам открытого доступа для свободного выбора книг.

Массив открытого доступа к книжным полкам занимает четыре этажа (яруса) и всю срединную часть здания. одной стороной он обращён к читательским местам, а другой стороной открыт для восприятия через огромные круглые проёмы внутреннего атриума. попадая на второй этаж библиотеки — в атриум, читатель может видеть всю массу книг, всё богатство книжного собрания библиотеки сразу, одномоментно. Определившись с выбором читательской зоны, которые разбиты по тематическому признаку, читатель поднимается далее к читательским местам, где стеллажи с интересующей его литературой находятся в непосредственной близости. Таким образом Кан реализует в пространстве триаду — «Одна книга, несколько книг, впечатляющая масса книг».

Принцип изоляции читателя от других читателей и максимальное приближение его к массе книг базируется на теории проксемики.

Задумав здание почти кубической формы Кан смог реализовать весь спектр функциональных и пространственных идей. Подавляющий объём куба связан с его гранями, которые превращают здание в замкнутый массив. Кан как бы раздвигает внешние стены, устраивая вместо наружных граней куба пространственный разрыв, всячески подчёркивая их отдельность друг от друга. При этом каждая из четырёх наружных стен обретает дополнительный смысл как некий бастион сопротивления наружному пространству.

Циклопические размеры здания библиотеки по отношению к камерной и измельчённой окружающей застройке академии Эксетера определили необходимость её нейтрализации. Кан добивается этого при помощи создания двойных оконных проёмов. Восьмиэтажный объём предстаёт перед нами как четырёхэтажный.

Вокруг первого этажа устроена обходная галерея открытая через большие проёмы во внешнее пространство. К зданию можно подойти с любой стороны, главный вход акцентирован небольшой наружной лестницей. Наружные открытые пространства-галереи продублированы на самом верхнем, восьмом уровне здания рядом с хранилищами редких книг и световым фонарём атриума.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *